История Еревана сквозь объектив Ханоянов.

Старый Ереван давно оставлен в прошлом, единичные сооружения, уцелевшие лишь на неопределённое время, не входят в план города, уступив своё место новостройкам. Вот уже год, как по причине своей ветхости, не стало самого первого фотопавильона нашей столицы, основанного в 1930 году по адресу Абовян 12. Место, где зарождалась история людей, домов, улиц сквозь объектив. История в фотографиях нашла своё «убежище» недалеко от родного дома, на той же улице Абовян, правда уже в новом, современном здании. Сегодня уже в третьем поколении, дело своих отцов по устоявшимся традициям продолжает Арменак Арутюнян (Ханоян).
Основателем первого фотоателье был Габриэль Ханоян, бежавший в Ереван из Вана в 1915 году. Фотоискусству Г.Ханоян обучился в Кисловодске, по возращению откуда и открыл фотосалон. «До него в Ереване были лишь фотографы снимающие на улицах, их называли сюрпризниками» — рассказывает Арменак Арутюнян.
Hovhannes HaryutyunyanС 14 лет у Г.Ханояна начинает работать его племянник Ованнес Арутюнян (Ханоян). Любовь и интерес к фотографии у него были с детства. В 1941 году Ованнес Арутюнян добровольно идёт на фронт. Во время тяжёлого ранения в Беларусии получает контузию. «Папа вернулся с фронта 21 февраля 1943 года, он не мог ходить, говорить и не слышал. Но в 1947 случилось чудо, и он вернулся к своему любимому делу — к фотографии. Они вдвоём начинают работать с Г.Ханояном. Дядя всегда гордился папой и говорил, что тот превзошёл его в своём деле фотоискусства» — говорит Арменак. И даже после смерти дяди Ованнес Арутюнян продолжал своё дело под фамилией Ханоян.
Фотопавильон Ханоянов сыграл очень важную роль в культурной жизни Еревана и оставил целый ряд бесценных доказательств и посей день вызывающий интерес. Старые улицы города, дома, люди, сохранены благодаря кадрам сделанным Ханоянами. Паруйр Севак, Маршал Баграмян, Аветик Исаакян, Джон Киракосян, Фрунзик Мкртчян, Арам Хачатурян, Метаксия Симонян и даже известный персонаж Карабала становились героями фотографий. « У папы и дяди было одно правило никогда не брать деньги за фото у известных людей. Был лишь один случай, когда по ошибке взяли деньги у Севака, но вернули обратно с выдачей фотографии» — делиться Арменак. Не раз фотомастерская Ханоянов обеспечивала архив музеев и театров города своими фотографиями. Театр имени Г. Сундукяна, музей Егише Чаренца, Аветика Исаакяна и т.д.
В 1956 году Ованнес Арутюнян женится на Мелине Пахчинян, которая так же причастна к фотоискусству, она ретушер. Ее отец и дядя так же являются выходцами из Вана и фотографами. «Мой дедушка со стороны мамы Гарник Пахчинян, был одним из основоположником фотографии в Тбилиси. У него был свой фотосалон на проспекте Руставели, а начинал дед как сюрпризник в парке. До сих пор сохранился его первый деревянный фотоаппарат, который я храню дома» рассказывает Арменак.
Для Арменака как и любого фотографа фотоаппарат прежде всего его друг. К искусству фотографии он начал обучаться с 8 лет, по – другому и быть не могло атмосфера, в которой он рос сама предполагала к этому. Путь его становления был долгим, но плодотворным. Armenak Harutyunyan (Khanoyan)Арменак рассказывает как отец обучал его всему, что знает сам и был в плане обучения достаточно строг и требователен. «Это сейчас всё так облегчилось благодаря усовершенствованию технологий, а раньше чтобы стать истинным мастером нужно было пройти определённые этапы. Научиться ретушировать, проявлять, правильно ставить свет и только потом начинать работать с фотоаппаратом. У каждого был свой особый рецепт проявки, есть такие нюансы, без которых просто смешно считать себя истинным творцом в этом деле. Сегодня каждый второй считает себя фотографом, возрастает количество, но качество на очень низком уровне».
Не смотря на свои знания в области фотографии, Арменак выбрал профессию экономиста, но проработал по своей профессии не долго, судьба распорядилась иначе. «После смерти отца в 1991 году, я не мог смириться с мыслю о том, что фотоателье закрыто. Мне было сложно и страшно принять решение, так как без папы я никогда не работал, настал ответственный момент. В эту минуту меня поддержала мама и друг папы, тоже фотограф Самвел Хандикян, мне предстояла самая сложная проявка, с которой на своё удивление я справился». Видимо здесь заговорили не только знания, но и гены.
До сегодняшнего дня Арменак Арутюнян известный так же как Ханоян продолжает традиции своей семьи. Правда, времена ныне изменились теперь ретро фотографии фотоаппаратом второго поколения Kodak, которому 180 лет, пользуются популярностью в основном у туристов. Старинный фотоаппарат, неоднократно предлагали купить, просили даже как экспонат для музея, по этому поводу у Арменака всегда есть убедительный ответ «друзья не продаются». Не отставая от времени, фотографирует и цифровым фотоаппаратом, но отдаёт предпочтения своим старым друзьям. «В цифровой фотографии нету глубины, она слишком поверхностна и не сравнима с плёночной, особенно отчётливо это различие на чёрно белых фотографиях, но нужно идти в ногу со временем и учитывать желания посетителей» признаётся Арменак. Оптимистично настроенный фотограф старается принимать мир таким каков он есть, отделяя для себя лишь положительные стороны. Благодарен судьбе за то, что всё сложилось так, и имя Ханоянов не утрачено, в развалинах на улице Абовян 12, расставание с которым было не лёгким. Сейчас у Арменака Арутюняна лишь одно желание, обзавестись наконец-то семьей и передать свой опыт будущему потомству, которое обязано продолжить дело предков.
Ева Айрапетян

Оставьте комментарий